Как настроить ребенка на ЕГЭ - Обучение коучингу, индивидуальный коучинг, коучинг команд

Как настроить ребенка на ЕГЭ

Зачем коучу ICF?
05.07.2018
Тренинг для руководителей. Коучинг.
Зачем нужны профессиональные сообщества клиентам?
18.07.2018
Показать все

Как настроить ребенка на ЕГЭ

Вот и миновала для многих пора ЕГЭ. Для кого-то успешно, для кого-то – не очень. История, которой я хочу поделиться, о том, как настроить ребенка на ЕГЭ. Это случай из моей практики. Конечно же, все имена и другая конкретика изменены.

Обычное летнее утро. В разгаре экзамены, выпускники ходят на консультации, занимаются подготовкой. Ко мне в кабинет заходит невысокая женщина и с ней девочка, на вид совсем подросток, лет 13-14. Мама с дочкой. Начинаем разговор с мамой. Ребенок не сдал основной экзамен. Трагедия, катастрофа, все пропало… Это эмоции большинства взрослых, которые окружают ребенка. А что с ним происходит в такие моменты, мало кто осознает. Предполагают – да, но знать наверняка – нет. Да и сам ребенок тоже не всегда может понять свое состояние. А именно понимание и составляет большую часть успеха в исправлении ситуации.

В процессе наблюдаю за девочкой. Сидит, голова в плечи, вся скукожилась, сжалась. Как будто ждет, что сейчас бить будут. Ну как тут работать! И как она в таком настроении вообще сможет что-то исправить. Хотя все взрослые, которые рядом, ее поддерживают, говорят, что, мол, это не конец жизни, не все потеряно, сейчас соберешься и сдашь. И слова все правильные, и люди искренне желают ей успеха… Вот только она сама пока в успех не верит. А без этой веры ей ну ни как. Значит, нужно помочь найти ее, вновь вернуть, если потеряла. Мне повезло, ребенок был готов поработать. И, что главное, очень осознанно к этому отнесся. Работали мы, конечно, вдвоем – я и она. Всю работу описывать не буду, опишу основное – то, в чем коучинговый подход помог.

В процессе разговора спрашиваю, что ты по этому поводу думаешь? А она отвечает: «Я – хуже всех. Все сдали: и те, кто плохо на подготовку ходил, и те, кто вообще весь год фигней страдал. И только я – урод какой-то. Как вот я теперь с ними общаться буду…» Да, вот они последствия жесткой оценки и сравнения себя с кем-то… Пока разговаривали, удерживала ее фокус внимания на самой себе, на своих желаниях и планах, на своих идеях и действиях.

Читайте статью: Как воспитать успешного ребенка.

Пробую сдвинуть ее в будущее, говорю: «Представь, что повторная сдача уже позади, ты вышла из аудитории, идешь по коридору… Что ты видишь, слышишь, чувствуешь?» Она постепенно описывает, а когда дошла до своих чувств, вдруг говорит: «Я в панике, все как в тумане, я опять не сдала, слезы текут…» Ну дела… Нет образа позитивного будущего. Строим позитивный образ будущего. Помечтали немного на тему, а как бы тебе хотелось, чтобы все было? Так оказалось проще. Там, в мечтах, все дети умеют быть победителями.
И вот уже совсем другое настроение, сосем другой голос. Слышится в нем больше уверенности, радости, энергии. И снова погружаемся в этот образ.

— Представь, что пересдача позади, ты идешь по коридору пункта сдачи экзаменов. Что ты видишь, слышишь, чувствуешь…?
И тут совсем другие ответы: видит и слышит примерно тоже самое, а вот в чувствах – облегчение, радость, «можно выдохнуть — все позади», «я это СДЕЛАЛА»…
— И когда ты все это видишь и слышишь, чувствуешь облегчение и радость, что ты сделала для этого?
— Я все выполнила, как учили. Я проверила несколько раз свои решения, я сверяла то, что записываю в бланк, с тем, что нарешала в черновике. Я решала ровно столько времени, сколько выделяется на экзамен…
— И когда ты все это делала, какие твои способности, твои умения помогли тебе в этом?
Тут она немножко задумалась: «Терпение и настойчивость, умение сосредоточится и успокоится... Вера в себя (прозвучало после двухминутной паузы) ».
— И когда у тебя есть терпение и настойчивость, умение сосредоточиться и успокоиться, вера в себя, что важного это тебе дает?
Опять заминка, думает и после говорит: «Это дает мне такое странное чувство, что я все могу, если захочу. Я могу достигнуть всего, чего пожелаю. Я так в себя верю, что мне все по плечу…»
— И когда ты чувствуешь, что все можешь, если захочешь, что можешь достигнуть всего, чего пожелаешь, веришь в себя так, что тебе все по плечу, кто ты?
— Знаете, — говорит, — Я — Король-Лев из мультфильма, когда он стоит на скале над всеми, такой сильный и уверенный, все может…
— И когда ты Король-Лев, что в этом для тебя важного?
— Важно верить в себя и идти к своей цели.
— И когда ты веришь в себя и идешь к своей цели, какие твои способности тебе в этом помогают?
— Умение быстро успокаиваться и брать себя в руки, настойчивость и упорство. И нет страха перед препятствием.
— Нет страха перед препятствием, а что есть?
— Есть спокойствие и знание, что все получится.
— И когда у тебя есть умение быстро успокаиваться и брать себя в руки, есть спокойствие и уверенность, что все получится, что тебе нужно сделать?
— Мне нужно как раз этому и научиться — быстро успокаиваться и брать себя в руки. И тогда я смогу спокойно проверить несколько раз свои решения, смогу правильно переписать в бланк ответов, смогу решить столько, сколько знаю.

Курс: Коучинг для родителей или как воспитать успешного ребенка

А дальше мы знакомились с техниками быстрой релаксации, дыхательными техниками, успокаивающими и мобилизующими, с другими приемами контроля своих эмоций… Но это совсем другая история.

Да, ребенок вполне способный к академическим знаниям – результаты других экзаменов стремятся к 80 баллам. Что помешало в тот момент успешно сдать первый экзамен – можно догадываться. И, анализируя эти предположения, уже строить программу подготовки. А можно и так, используя основной инструмент коучинга – пирамиду логических уровней.

Конечно, это была «скорая помощь» — экстренный вызов. А ведь этого вполне можно избежать. Главное, подобрать каждому его индивидуальную стратегию. Но об этом в другой раз.

Ирина Широкова

Сертифицированный коуч, практический психолог