fbpx

Как настроить ребенка на ЕГЭ

Зачем коучу ICF?
05.07.2018
Тренинг для руководителей. Коучинг.
Зачем нужны профессиональные сообщества клиентам?
18.07.2018

Как настроить ребенка на ЕГЭ

Вот и миновала для многих пора ЕГЭ. Для кого-то успешно, для кого-то – не очень. История, которой я хочу поделиться, о том, как настроить ребенка на ЕГЭ. Это случай из моей практики. Конечно же, все имена и другая конкретика изменены.

Обычное летнее утро. В разгаре экзамены, выпускники ходят на консультации, занимаются подготовкой. Ко мне в кабинет заходит невысокая женщина и с ней девочка, на вид совсем подросток, лет 13-14. Мама с дочкой. Начинаем разговор с мамой. Ребенок не сдал основной экзамен. Трагедия, катастрофа, все пропало… Это эмоции большинства взрослых, которые окружают ребенка. А что с ним происходит в такие моменты, мало кто осознает. Предполагают – да, но знать наверняка – нет. Да и сам ребенок тоже не всегда может понять свое состояние. А именно понимание и составляет большую часть успеха в исправлении ситуации.

В процессе наблюдаю за девочкой. Сидит, голова в плечи, вся скукожилась, сжалась. Как будто ждет, что сейчас бить будут. Ну как тут работать! И как она в таком настроении вообще сможет что-то исправить. Хотя все взрослые, которые рядом, ее поддерживают, говорят, что, мол, это не конец жизни, не все потеряно, сейчас соберешься и сдашь. И слова все правильные, и люди искренне желают ей успеха… Вот только она сама пока в успех не верит. А без этой веры ей ну ни как. Значит, нужно помочь найти ее, вновь вернуть, если потеряла. Мне повезло, ребенок был готов поработать. И, что главное, очень осознанно к этому отнесся. Работали мы, конечно, вдвоем – я и она. Всю работу описывать не буду, опишу основное – то, в чем коучинговый подход помог.

В процессе разговора спрашиваю, что ты по этому поводу думаешь? А она отвечает: «Я – хуже всех. Все сдали: и те, кто плохо на подготовку ходил, и те, кто вообще весь год фигней страдал. И только я – урод какой-то. Как вот я теперь с ними общаться буду…» Да, вот они последствия жесткой оценки и сравнения себя с кем-то… Пока разговаривали, удерживала ее фокус внимания на самой себе, на своих желаниях и планах, на своих идеях и действиях.

Читайте статью: Как воспитать успешного ребенка.

Пробую сдвинуть ее в будущее, говорю: «Представь, что повторная сдача уже позади, ты вышла из аудитории, идешь по коридору… Что ты видишь, слышишь, чувствуешь?» Она постепенно описывает, а когда дошла до своих чувств, вдруг говорит: «Я в панике, все как в тумане, я опять не сдала, слезы текут…» Ну дела… Нет образа позитивного будущего. Строим позитивный образ будущего. Помечтали немного на тему, а как бы тебе хотелось, чтобы все было? Так оказалось проще. Там, в мечтах, все дети умеют быть победителями.
И вот уже совсем другое настроение, сосем другой голос. Слышится в нем больше уверенности, радости, энергии. И снова погружаемся в этот образ.

— Представь, что пересдача позади, ты идешь по коридору пункта сдачи экзаменов. Что ты видишь, слышишь, чувствуешь…?
И тут совсем другие ответы: видит и слышит примерно тоже самое, а вот в чувствах – облегчение, радость, «можно выдохнуть — все позади», «я это СДЕЛАЛА»…
— И когда ты все это видишь и слышишь, чувствуешь облегчение и радость, что ты сделала для этого?
— Я все выполнила, как учили. Я проверила несколько раз свои решения, я сверяла то, что записываю в бланк, с тем, что нарешала в черновике. Я решала ровно столько времени, сколько выделяется на экзамен…
— И когда ты все это делала, какие твои способности, твои умения помогли тебе в этом?
Тут она немножко задумалась: «Терпение и настойчивость, умение сосредоточится и успокоится... Вера в себя (прозвучало после двухминутной паузы)».
— И когда у тебя есть терпение и настойчивость, умение сосредоточиться и успокоиться, вера в себя, что важного это тебе дает?
Опять заминка, думает и после говорит: «Это дает мне такое странное чувство, что я все могу, если захочу. Я могу достигнуть всего, чего пожелаю. Я так в себя верю, что мне все по плечу…»
— И когда ты чувствуешь, что все можешь, если захочешь, что можешь достигнуть всего, чего пожелаешь, веришь в себя так, что тебе все по плечу, кто ты?
— Знаете, — говорит, — Я — Король-Лев из мультфильма, когда он стоит на скале над всеми, такой сильный и уверенный, все может…
— И когда ты Король-Лев, что в этом для тебя важного?
— Важно верить в себя и идти к своей цели.
— И когда ты веришь в себя и идешь к своей цели, какие твои способности тебе в этом помогают?
— Умение быстро успокаиваться и брать себя в руки, настойчивость и упорство. И нет страха перед препятствием.
— Нет страха перед препятствием, а что есть?
— Есть спокойствие и знание, что все получится.
— И когда у тебя есть умение быстро успокаиваться и брать себя в руки, есть спокойствие и уверенность, что все получится, что тебе нужно сделать?
— Мне нужно как раз этому и научиться — быстро успокаиваться и брать себя в руки. И тогда я смогу спокойно проверить несколько раз свои решения, смогу правильно переписать в бланк ответов, смогу решить столько, сколько знаю.

Курс: Коучинг для родителей или как воспитать успешного ребенка

А дальше мы знакомились с техниками быстрой релаксации, дыхательными техниками, успокаивающими и мобилизующими, с другими приемами контроля своих эмоций… Но это совсем другая история.

Да, ребенок вполне способный к академическим знаниям – результаты других экзаменов стремятся к 80 баллам. Что помешало в тот момент успешно сдать первый экзамен – можно догадываться. И, анализируя эти предположения, уже строить программу подготовки. А можно и так, используя основной инструмент коучинга – пирамиду логических уровней.

Конечно, это была «скорая помощь» — экстренный вызов. А ведь этого вполне можно избежать. Главное, подобрать каждому его индивидуальную стратегию. Но об этом в другой раз.

Ирина Широкова

Сертифицированный коуч, практический психолог