fbpx

Как правильно готовиться к ЕГЭ

Что делать, если вы решили сменить профессию
19.09.2018
Стартовала первая группа обучения коучингу в новом сезоне
27.09.2018

Как правильно готовиться к ЕГЭ

Начался новый учебный год. А значит, и самая горячая и беспокойная пора у учеников  11-х классов, их учителей и родителей. Впереди год упорной учебы, бессонных ночей, переживаний, и судьбоносные, не побоимся этого слова, ЕГЭ. Коучинговая компания «NEXT LEVEL» предлагает статью школьного психолога и коуча Ирины Широковой «Как правильно готовиться к ЕГЭ»

Вот уже 8 лет как я работаю психологом в школе. И все эти 8 лет веду программу для будущих выпускников «Психологическая подготовка к ЕГЭ». В своей работе я использую коучинговые инструменты – они помогают ребятам заглянуть в будущее и понять, что сегодня они могут сделать, чтобы стать успешными.  Надеюсь, мой опыт, как правильно готовиться к ЕГЭ, будет полезен и педагогам, и родителям.

Читайте статью: Как настроить ребенка на ЕГЭ

Вообще, такая программа весьма уместна в любой школе: ведь ЕГЭ на период выпускного класса — самая большая «головная боль» старшеклассника. Да и окружающих его взрослых тоже. Но есть один нюанс. Программа нужная, правильная, но эффективной она может быть только в том случае, если ребенок приходит по собственному желанию, без принуждения. А это не всегда так. 

Основная проблема — дети не до конца понимают, зачем им это нужно. Репетиторы, дополнительные занятия по предмету – это понятно, это стандарт, а вот психология и коучинг – зачем, что даст? Многие считают, что такие занятия научат быстро успокаиваться. Но это, как ребята говорят, они и сами могут. Зачем время тратить, если его и так мало? 

Свою программу я переделывала раз пять, наверное. И вот последний раз решила начать с того, чтобы вместе с ребятами осознать ее целесообразность и полезность для них самих. И поскольку я активно практикую коучинг, решила использовать для этого один из инструментов – «Колесо целей».

На самой первой встрече, именно на той, куда ребят еще «загоняют» учителя или родители, я задала вопрос: «Как вы считаете, чем каждому из вас может быть полезен этот курс?» 

Как правило, ученики много говорят о том, что для них может быть важно, полезно, нужно, ценно... словами родителей или учителей. Но вот их личное мнение проявляется очень редко, ведь оно взрослых, как правило, не интересует. А именно в этом понимании ценности и важности для себя лежит залог успеха ребенка не только в программе, но и сдаче ЕГЭ, и выборе жизненного пути.

Мой вопрос стал для них неожиданностью. Поэтому и ответов было немного. «Научимся быстро успокаиваться», «Справляться со стрессом», «Станем увереннее в себе» и т.п.  – все это то, о чем говорит им старшее поколение. И пока это не их желания и стремления, не их потребность.

Читайте статью: 10 причин учиться всю жизнь

Дальше было обсуждение: чем психологическая подготовка вообще помогает, где применять знания и навыки, какие личные задачи в жизни вообще, и перед экзаменами, в частности, можно решить с помощью психологии и коучинга…

«А вообще, от чего зависит успешная сдача экзамена?» — это вопрос заставил ребят задуматься. Накидали идей, посмеялись и совместными усилиями вывели несколько ресурсов, которые и станут основой успешной сдачи:

  • Правильно поставленные цели
  • Хорошо развитые познавательны процессы (память, внимание, мышление, восприятие, воображение)
  • Уверенность в себе и своих силах
  • Умение справляться со стрессовыми ситуациями
  • Хорошее здоровье и умение о нем заботиться
  • Своевременное освоение программных предметных курсов
  • Эффективное управление своими эмоциями
  • Умение видеть в любом событии позитивные моменты
  • Поддержка близких (родителей, друзей, учителей…)
  • Ну и должно же хоть немножко повезти J

Записали, обсудили, приняли каждый для себя. Кто-то что-то себе еще добавил или убрал. В общем, у каждого получился свой «наборчик» — свое «Колесо ресурсов при подготовке к ЕГЭ». Это и стало в дальнейшем планом работы по программе. Но в начале пути почти каждый из участников считал, что у него уже все это есть в достаточном количестве.

Следующий шаг – стали разбираться, как каждый пункт из этого плана выглядит по максимуму – на 10 из 10-ти. Что «на десятку» значит «уверенность в себе» или «поддержка близких»? Вот тут у каждого появилась своя идеальная картинка и получились свои критерии максимума. Но ведь именно это важно и ценно – каждый теперь представлял, чего он хочет по каждому из направлений.

Читайте статью: 50 вопросов для повышения самооценки

Ну и вот следующий шаг – «Определите, на сколько баллов по 10-ти бальной шкале вы оцениваете каждый критерий сейчас?». И снова индивидуально, у каждого свои уровни, причем стало видно, кому, чего и насколько недостает.

После такой работы многим стало понятно, чем каждый будет заниматься на программе и за ее рамками. Появилась некая осознанность: «мне это нужно, и я знаю, насколько».

Читайте статью: Как воспитать успешного ребенка

На других занятиях мы конкретно по каждому критерию работали: по каким-то больше, по каким-то меньше – все зависело от текущего запроса. Но это уже совсем другая история…

А потом одна из учениц мне картинку колеса сделала. Приятно.