fbpx

Критерии профессионального коуча

Востребованность профессии Коуча в России
18.04.2013
Обучение коучингу в Нижнем Новгороде
Кто приходит учиться коучингу? Статистика
18.04.2013
Показать все

Критерии профессионального коуча

Услуги коучинга прочно заняли место в нашей жизни. Рынок коучинга стремительно расширяется, и соответственно выбор коуча в качестве специалиста становится трудоемкой задачей. Мы решили рассмотреть те критерии, по которым можно выбрать настоящего профессионала.

Первый вопрос, который возникает у потенциального клиента, это вопрос о сути коучинга, и что входит в сферу его задач. Стоит отметить, что зачастую человек не представляет себе, что входит в область задач коуча. Соответственно, человек не представляет, нужен ли ему именно коучинг, а если именно эти услуги ему интересны, то что же к ним относится. На рынке появился образ специалиста, который далек от реальности и в чем-то является отталкивающим для потенциального клиента. Этот образ держится на трех мифических китах – тренинги, психотерапия и гипноз. Коучинг не относится к этим направлениям!

Вот где принципиальная разница

Смысл тренингов заключается в передаче определенной модели, скомпонованной готовой информации. Коуч же работает с той информацией, с которой приходит клиент. Психотерапия напрямую является воздействием на клиента, в тот момент когда коучинг помогает раскрыть потенциал, которым обладает человек. Гипноз же является прямым внушением, и зиждется на гипнотических установках, что к наработанным вместе с коучем навыкам, развивающим потенциал, не имеет никакого отношения. Коучинг намного ближе к реальности – специалист заключает с клиентом контракт, в котором ясно указаны те цели, к которым человек хочет придти, и те задачи, которые ему нужно решить.

Получается, что основная особенность коучинга – прозрачность отношений в модели «коуч-клиент». И прежде всего клиент покупает уровень осознанности того, что происходит в этих отношениях, и сам в состоянии отследить свое развитие с помощью коучинга.

В связи с этим вы можете самостоятельно отследить, насколько коуч профессионален, а также насколько он является коучем. Если вам дают твердую модель поведения – это тренинг, а не коучинг. Если на вас оказывают воздействие, или же делают гипнотические установки – это тоже относится к другим методам работы с клиентом. Вы всегда сможете поинтересоваться у приглашенного специалиста о регламенте ваших отношений.

Следующий этап выбора специалиста в этой сфере – безусловно, его образование. Надо сказать, что самый распространенный вопрос в среде коучей – «Где ты учился?». Как неоднократно говорила Светлана Чумакова, президент Международной Академии Коучинга, если вы попали в коучинг – вы обязаны развиваться.

Профессиональный коуч с радостью ответит на такой вопрос. Все прекрасно понимают, что профессионал должен быть сертифицирован. Опять же, стоит повторить, что главный плюс коучинга – его прозрачность. Специалист с радостью предоставит информацию о своей alma mater, о своем членстве в международных организациях (например, ICF – Международная Федерация Коучей), а также о своих курсах повышения квалификации. В профессиональном коучинге не может быть «темных лошадок» и «непонятных» дипломов.

Более того, сама alma mater с удовольствием вышлет вам рекомендацию своего выпускника. Также на официальных сайтах международных организаций есть база коучей, вступивших в их ряды (та же организация ICF). Как вы понимаете, история сертифицированного профессионала открыта и наглядна. Во-первых, сам специалист обладает высоким статусом, что поднимает его на рынке коучинг-услуг, во-вторых, клиент уверен в образовании специалиста. Более того, международные организации обладают своим сводом правил, этическими нормами, собственной правовой базой, что позволяет держать рынок данных услуг на высоком уровне – все эти организации тщательно отслеживают деятельность своих членов.

Также стоит добавить, что организаций, обучающих коучингу, а также объединяющих специалистов по всему миру, не так уж много, и разобраться в этом четком регламенте внутри рынка очень легко.

Также одним из способов проверки компаний, оказывающих коучинг-услуги, может служить обучение коучингу, если таковое имеется. Вопросы, возникающие в такие моменты, очевидны – по какой программе идет обучение, какой диплом выдается впоследствии на руки, а также представителем какой коучинговой организации эта компания является. Даже если обучение не является вашей целью, ответы на данные вопросы помогут вам понять ту нишу, которую занимает данная структура.

Получается, что критерии выбора коуча достаточно просты. Неоходимо понять, нужен ли вам конкретно коучинг, а также коуч ли стоит перед вами в качестве специалиста. Также нужно удостовериться об образовании коуча, чтобы не попасть случайно в область услуг иного рода. И естественно, стоит поинтересоваться о профессиональном росте специалиста – какие курсы он заканчивал, какие этапы повышения квалификации он проходил. Можно также поинтересоваться, имеет ли он членство в международных организациях.

Зная теперь, насколько открыт, а также насколько четко регламентирован рынок коучинга, для потенциальных клиентов найти специалиста подходящего уровня не составит труда.