«Что нужно сделать, чтобы мои сотрудники стали работать, как одна команда?» С этим вопросом руководителей приходится сталкиваться достаточно часто. Казалось бы, так просто – ввести «с понедельника» новые правила коммуникации, организовать тим-билдинг, назвать коллектив командой и как можно чаще произносить мотивирующие речи. В статье «Модель доверия в команде» мы рассмотрим базовый принцип команды.
Но исследователь командной работы Джон Катценбах сказал: «Команда – это самостоятельная рабочая единица, а не набор положительных ценностей». И он же подчеркивал, что процесс создания команд требует продолжительного время, в течение которого люди прорабатывают общие цели, учатся брать ответственность не только за себя, но и за всех участников, развивают взаимодополняющие навыки и договариваются о едином подходе. Но кого бы вы ни спросили о том, что лежит в основе любой команды, все, кто так или иначе, имеет отношение к их созданию, ответят однозначно – доверие.
Статья на тему «Коучинг команд»: Коучинг команд – новая эффективность бизнеса
В 2012—2016 года в Google было проведено исследование с целью понять, а что же все-таки объединяет людей и делает команды эффективными? Сравнив разные группы по сотне критериев – пол, возраст, интересы, образование, профессия и т.п., исследователи пришли к выводу, что главное в команде – это уязвимость, готовность открыться своим коллегам и уверенность, что они поддержат в любой жизненной ситуации. А это и есть доверие.
Ответьте себе честно, как в вашем коллективе относятся к ошибкам? Готовы ли вы открыто заявлять о них, вместе анализировать, делать выводы? Или вы предпочитаете скрывать даже мелкие «косяки», чтобы, не дай бог, начальник не объявил выговор, а коллеги не посчитали непрофессионалом. Умение открыто говорить о своих ошибках и принимать ошибки других – вот краеугольный камень доверия.
Подумайте о простейшей команде – семье. Никто не будет спорить, что семья существует до тех пор, пока в отношениях есть доверие. Почему же в коллективе, в котором мы проводим больше времени, чем с семьей, мы всеми силами стремимся оградить свое пространство? Потому что боимся, что наша открытость может быть использована против нас. И вот мы дружно «сидим в окопчиках» и дежурно улыбаемся друг другу из них. Как тут появиться команде?
В идеале, команда появляется стихийно: когда несколько человек самостоятельно принимают решение делать одно дело, работать на один результат. По факту в компаниях построение команд ложится на плечи руководителей. Поэтому первое, что он может сделать, чтобы «поселить» доверие в своем коллективе – быть самому открытым, показывать свою уязвимость и доверие к другим людям.
Статья на тему «Коучинг команд»: Вовлеченность сотрудников позволяет руководителю работать меньшеЯ просто слышу, как сейчас кто-то почти кричит: «Нет! Лидер должен быть сильным, неуязвимым, как скала, за которой могут укрыться сотрудники». И вы правы, я даже не буду с вами спорить. Вопрос только в том, что если руководитель – скала, зачем ему нужна команда? За скалой так удобно прятаться, расслабляться, чувствовать себя маленьким и безответственным… Если вы скала, то, по определению, все вокруг вас становятся слабыми и зависимыми.
Когда мы говорим про команду, мы имеем ввиду равноправных партнеров, ответственность и обязанности между которыми распределяются равным образом. Это значит, «Я – такой же как ты. Я имею право на слабости, на поддержку окружающих в трудную минуту. Но если кому-то будет тяжело, я тоже стану поддержкой». Вот откуда берется главный принцип доверия в команде: мы партнеры, мы несем совместную ответственность за результат, и мы должны быть уверенны друг в друге.
Статья на тему «Коучинг команд»: Что нужно, чтобы построить слаженную и успешную команду
Следующий вопрос, который возникает у руководителя, а как мне показать эту уязвимость, чтобы возродить доверие? Как это ни банально – разговаривайте с сотрудниками. Не будьте сухарем в галстуке. Попробуйте на ближайшей встрече с коллегами (не важно, на совещании или неформальном мероприятии) сделать небольшое упражнение: пусть каждый расскажет что-то личное о себе, о своем детстве, страхах, эмоциях. Просто поговорите 5-7 минут, и вы увидите, насколько ближе вы стали друг другу. Поддерживайте такие разговоры, интересуйтесь друг другом.
Эта близость поможет всем членам команды проще общаться, быстрее и напрямую решать вопросы, бережнее относиться и ценить друг друга. Отмечается, что в командах с высоким уровнем доверия многие процессы происходят как минимум в 2 раза быстрее! В два раза! Вы представляете, насколько эффективнее станет ваш бизнес, если в нем будет доверие между сотрудниками.
Несомненно, что доверие формируется не только в разговорах о личном. В его основе – профессионализм, который позволяет глубоко понимать и обсуждать разные вопросы, честность, которая делает отношения устойчивыми и открытыми, справедливость и опыт успешного взаимодействия. Как сказано было в начале, проявление этих качеств требует последовательной и поступательной работы.
Задумайтесь сейчас, и оцените себя по десятибалльной шкале по следующим критериям:
Что можете сделать, чтобы продвинуться с той отметки, где вы сейчас на несколько шагов ближе к «десятке»?
Статья на тему «Коучинг команд»: Как руководитель слышит сотрудника?
Постарайтесь выполнить эти нехитрые действия и понаблюдайте, как это будет отражаться на ваших рабочих отношениях и бизнес-результатах